AVM Юрист
Россия, Москва, Москва, Ракетный бульвар д. 16
Телефон: 8-916-815-66-06
Почта: info@avmjurist.ru
Юридические услуги и сопровождение бизнеса
г. Москва, Ракетный бульвар д. 16, этаж 7.
Проверка контрагента: что это такое и как ее провести?
6 Мая 2021

Регулярно за помощью обращаются предприниматели, руководители компаний, которым требуется в судебном или же пока в претензионном порядке добиться восстановления нарушенных прав и интересов.

И в очень многих случаях приходится испытывать откровенное недоумение – как эта сделка прошла проверку и проверялась ли она вообще?!

Зачем нужна проверка контрагента

Ответ прост – чтобы не быть обманутым. Часто проверку контрагента доверяют штатному юристу, весь опыт которого может быть ограничен теоретическими познаниями из ВУЗа и разработкой пары шаблонных договоров.

Обычно юрист проверяет условия сделки, смотрит выписку из ЕГРЮЛ и… всё! Более продвинутый - заглянет на сайт kad.arbitr.ru и поищет судебные дела с участием контрагента.

Но этого подчас недостаточно!

Реальный пример из практики: сделка на 5.5 млн. рублей предоплаты на поставку товара по очень привлекательным ценам. Контрагент пропал, деньги тоже. Проверяем компанию – а там темный лес! В прямом смысле слова!

  1. Сменился учредитель буквально за пару недель до предложения по сделке.

  2. Этот же учредитель на 100% управляет 3 фирмами с очень дурной репутацией и массой судебных дел.

  3. Компания 5 лет показывала нулевые показатели, а тут вдруг «ожила».

Ведь очевиден же обман! И это еще реальный адрес никто не проверял. Классическая однодневка с номинальным учредителем – каким-нибудь маргиналом из провинции, который только документы подписывает.

Клиент разводит руками – ну юрист же проверял?! Что он мог проверять, если ЭТО проспал?

И это лишь простейший случай, нужно было просто внимательно изучить ЕГРЮЛ и потратить пару сотен рублей на получение выписок из публичных сервисов.

А если ситуация более сложная? Если есть цепочка контрагентов или несколько сделок? Или речь о сложном инвестиционном договоре на пару лет?

Тут только к специалистам!

Как проводится профессиональная проверка контрагента

Исследование по конкретным юридическим лицам включает в себя полное и всестороннее (или же по заданным клиентом критериям) отслеживание доступной информации с предоставлением отчета по итогам исследования.

Проверка контрагента так же используется для самых разных целей, не только для конкретной сделки. Но основные задачи - выявление недобросовестных контрагентов или оценка рисков при инвестициях.

Для полноценного анализа запрашивается следующая информация:

  1. Сведения о регистрационных реквизитах, включая полное и сокращенное наименование компании, адреса (почтовый и юридический), место, дата регистрации и налоговый орган, контролирующий компанию, ИНН, ОГРН, текущий статус компании (действующая или ликвидированная).

  2. История компании с указанием изменений ее регистрационных данных, перечень аффилированных (имеющих возможность оказывать влияние на деятельность фирмы) лиц и дочерних предприятий, филиалов, представительств. Возможно предоставление указанной информации в виде выписки из Единого госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

  3. Состав участников с указанием их долей в капитале компании, связь акционеров и учредителей с другими компаниями, размер уставного капитала.

  4. Лицензии и разрешения на различные виды деятельности в случае наличия таковых.

  5. Сведения о расчетных счетах и их реквизитах.

  6. Организационная структура компании, численность персонала и подразделений, их основные обязанности. Руководство и топ-менеджмент компании.

  7. Установление фактического расположения компании: офис, производственные корпуса и т.д., при ведении фирмой реальной хозяйственной деятельности в случаях, если необходима проверка контрагента на предмет фактической деятельности.

  8. Контактные данные, включающие служебные телефоны (факсы) основных отделов и руководства, e-mail, официальный сайт.

  9. Информация о балансовых показателях, прибылях и убытках в виде выписки и при условии, что эти сведения были сданы в налоговую службу. Сведения об активах компании, недвижимом и ином имуществе.

  10. Сведения о партнерах и контрагентах компании, включая их наименование, юридический и почтовый адрес, информация о сути деловых взаимоотношений и схемах осуществления расчетов с ними.

  11. Информация о планах развития компании в своей сфере деятельности, инвестиционных и иных проектах, расширении сфер деятельности, производства, наращивании клиентской базы.

  12. Сведения о грузоперевозках, отправлении/получении товара с предоставлением краткой справки о грузоотправителе, грузополучателе и виде товара.

  13. Схема бизнеса и установление соответствия заявленных видов предпринимательской и иной деятельности фактически осуществляемым.

  14. Деловая репутация компании, ее руководства и проверка компании на добросовестность и выявление негативных сведений о ее деятельности. Информация о судебных процессах, взысканиях, штрафах, открытых исполнительных производствах.

  15. Анализ и сбор информации о компании в СМИ как по критериям, определенным клиентом, так и для определения репутации фирмы в целом.

Сколько пунктов из этого перечня закроет неопытный штатный юрист? От силы 3-4 максимум!

На что нужно обращать внимание?

Но мало собрать эту информацию, ее нужно тщательно проанализировать и выявить явные тревожные моменты или подозрительные нестыковки. Если у компании есть очевидно недобросовестные помыслы – их удается выявить в 90% случаев.

Наиболее часто отслеживаются следующие ситуации:

  1. Очевидно недостоверная информация в ЕГРЮЛ или же отсутствие признаков реальной деятельности.

  2. Наличие судебных дел, исполнительных производств, крупных штрафных санкций.

  3. Аффилированность с сомнительными компаниями, множественность учредителей или руководства.

  4. Проблемы с налоговыми органами и предоставлением отчетности.

  5. Общая негативная репутация как в деловой среде, так и в СМИ.

В зависимости от сложности ситуации и вида деятельности контрагента состав сведений может существенно меняться, как и критерии проверки-оценки. Но все это – в индивидуальном порядке.

Предстоит сложная сделка или есть сомнения в честности контрагента? Обращайтесь к специалистам!